Пифагор
Пифагор
(ок. 580 — ок. 500 до н. э.) В VI веке до нашей эры средоточием греческой науки
и искусства стала Иония — группа островов Эгейского моря, расположенных у
берегов Малой Азии. Там в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера
Мнесарха родился сын. По преданию, в Дельфах, куда приехали Мнесарх с женой
Парфенисой, — то ли по делам, то ли в свадебное путешествие — оракул предрек им
рождение сына, который прославится в веках своей мудростью, делами и красотой.
Бог Аполлон, устами оракула, советует им плыть в Сирию. Пророчество чудесным
образом сбывается — в Сидоне Парфениса родила мальчика- И тогда по древней
традиции Парфениса принимает имя Пифиада, в честь Аполлона Пифийского, а сына
нарекает Пифагором, то есть предсказанным пифией. В легенде ничего не говорится
о годе рождения Пифагора; исторические исследования датируют его появление на
свет приблизительно 580 годом до нашей эры. Вернувшись из путешествия,
счастливый отец воздвигает алтарь Аполлону и окружает юного Пифагора заботами,
которые могли бы способствовать исполнению божественного пророчества.
Возможности дать сыну хорошее воспитание и образование у Мнесарха были. Как
всякий отец, Мнесарх мечтал, что сын будет продолжать его дело — ремесло золотых
дел мастера. Жизнь рассудила иначе.
Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности
к наукам. У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает знания основ
музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял его учить песни из
«Одиссеи» и «Илиады». Первый учитель прививал юному Пифагору любовь к природе и
ее тайнам. «Есть еще другая Школа, — говорил Гермодамас, — твои чувствования
происходят от Природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения».
Прошло несколько лет, и по совету своего учителя Пифагор решает продолжить
образование в Египте, у жрецов. Попасть в Египет в то время было трудно, потому
что страну фактически закрыли для греков. Да и властитель Самоса тиран Поликрат
тоже не поощрял подобные поездки. При помощи учителя Пифагору удается покинуть
остров Самое. Но пока до Египта далеко. Он живет на острове Лесбос у своего
родственника Зоила. Там происходит знакомство Пифагора с философом Ферекидом —
другом Фалеса Милетского. У Ферекида Пифагор учится астрологии, предсказанию
затмений, тайнам чисел, медицине и другим обязательным для того времени наукам.
Пифагор прожил на Лесбосе несколько лет. Оттуда путь Пифагора лежит в Милет — к
знаменитому Фалесу, основателю первой в истории философской школы. От него
принято вести историю греческой философии. Пифагор внимательно слушает в Милете
лекции Фалеса, тогда уже восьмидесятилетнего старца, и его более молодого
коллегу и ученика Анаксимандра, выдающегося географа и астронома. Много важных
знаний приобрел Пифагор за время своего пребывания в Милетской школе. Но Фалес
тоже советует ему поехать в Египет, чтобы продолжить образование. И Пифагор
отправляется в путь. Перед Египтом он на некоторое время останавливается в
Финикии, где, по преданию, учится у знаменитых сидонских жрецов. Пока он живет в
Финикии, его друзья добиваются того, что Поликрат — властитель Самоса, не только
прощает беглеца, но даже посылает ему рекомендательное письмо для Амазиса —
фараона Египта. В Египте благодаря покровительству Амазиса Пифагор знакомится с
мемфисскими жрецами. Ему удается проникнуть в «святая святых» — египетские
храмы, куда чужестранцы не допускались.
Чтобы приобщиться к тайнам египетских храмов, Пифагор, следуя традиции,
принимает посвящение в сан жреца. Учеба Пифагора в Египте способствует тому, что
он сделался одним из самых образованных людей своего времени. К этому периоду
относится событие, изменившее его дальнейшую жизнь Скончался фараон Амазис, а
его преемник по трону не выплатил ежегодную дань Камбизу, персидскому Царю, что
послужило достаточным поводом для войны. Персы не пощадили даже священные храмы.
Подверглись гонениям и жрецы, их убивали или брали в плен. Так попал в
персидский плен и Пифагор. Согласно старинным легендам, в плену в Вавилоне
Пифагор встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и
мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов. Халдеи познакомили Пифагора
со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков:
астрономией и астрологией, медициной и арифметикой. Эти науки у халдеев в
значительной степени опирались на представления о магических и
сверхъестественных силах, они придали определенное мистическое звучаний
философии и математике Пифагора... Двенадцать лет пробыл в вавилонском плену
Пифагор, пока его не освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о
знаменитом греке. Пифагору уже шестьдесят, он решает вернуться на родину, чтобы
приобщить к накопленным знаниям свой народ. С тех пор как Пифагор покинул
Грецию, там произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского
ига, перебрались в Южную Италию, которую тогда называли Великой Грецией, и
основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Здесь и задумывает
Пифагор создать собственную философскую школу. Довольно быстро он завоевывает
большую популярность среди жителей. Энтузиазм населения так велик, что даже
девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им присутствовать на собраниях.
Одна из таких нарушительниц, девушка по имени Теано, становится вскоре женой
Пифагора. В это время в Кротоне и других городах Великой Греции растет
общественное неравенство; вошедшая в легенды роскошь сибаритов (жителей города
Сибариса) бок о бок соседствует с бедностью, усиливается социальная
угнетенность, заметно падает нравственность.
Вот в такой обстановке Пифагор выступает с развернутой проповедью нравственного
совершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избирают мудрого старца
цензором нравов, своеобразным духовным отцом города. Пифагор умело использует
знания, полученные в странствиях по свету. Он объединяет лучшее из разных
религий и верований, создает свою собственную систему, определяющим тезисом
которой стало убеждение в нерасторжимой взаимосвязи всего сущего (природы,
человека, космоса) и в равенстве всех людей перед лицом вечности и природы. В
совершенстве владея методами египетских жрецов, Пифагор «очищал души своих
слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной». В Золотых
стихах Пифагор выразил те нравственные правила, строгое исполнение которых
приводит души заблудших к совершенству. Вот некоторые из них: не делай никогда
того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь
вести спокойную жизнь; переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на
него; приучайся жить без роскоши. Со временем Пифагор прекращает выступления в
храмах и на улицах, а учит уже в своем доме. Система обучения была сложной,
многолетней. Желающие приобщиться к знанию должны пройти испытательный срок от
трех до пяти лет. Все это время ученики обязаны хранить молчание и только
слушать Учителя, не задавая никаких вопросов. В этот период проверялись их
терпение, скромность. Пифагор учил медицине, принципам политической
деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его
школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки,
математики и астрономы. Это был не только учитель, но и исследователь.
Исследователями становились и его ученики. Пифагор развил теорию музыки и
акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя основополагающие
эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на
языке математики. В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности
Земли. Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным
математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии
приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в Школе Пифагора.
Многое сделал ученый и в геометрии. Доказанная Пифагором знаменитая теорема
носит его имя. Достаточно глубоко исследовал Пифагор и математические отношения,
закладывая тем самым основы теории пропорций. Особенное внимание он уделял
числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей. Посредством чисел
он пытался даже осмыслить такие вечные категории бытия, как справедливость,
смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее.
Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из мельчайших частиц — «единиц
бытия», которые в различных сочетаниях соответствуют различным геометрическим
фигурам. Число для Пифагора было и материей, и формой Вселенной. Из этого
представления вытекал и основной тезис пифагорейцев: «Все вещи — суть числа». Но
поскольку числа выражали «сущность» всего, то и объяснять явления природы
следовало только с их помощью. Пифагор и его последователи своими работами
заложили основу очень важной области математики — теории чисел. Все числа
пифагорейцы разделяли на две категории — четные и нечетные, что характерно и для
некоторых других древних цивилизаций. Позднее выяснилось, что пифагорейские
«четное — нечетное», «правое — левое» имеют глубокие и интересные следствия в
кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК, в знаменитых опытах Пастера с
поляризацией винной кислоты, в нарушении четности элементарных частиц и других
теориях. Не чужда была пифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел. Они
считали, что точка имеет одно измерение, линия — два, плоскость — три, объем —
четыре измерения. Десятка может быть выражена суммой первых четырех чисел
(1+2+3+4=10), где единица — выражение точки, двойка — линии и одномерного
образа, тройка — плоскости и двумерного образа, четверка — пирамиды, то есть
трехмерного образа. Ну чем не четырехмерная Вселенная Эйнштейна? При
суммировании всех плоских геометрических фигур — точки, линии и плоскости —
пифагорейцы получали совершенную, божественную шестерку. Справедливость и
равенство пифагорейцы видели в квадрате числа. Символом постоянства у них было
число девять, поскольку все кратные девяти числа имеют сумму цифр опять-таки
девять. Число восемь у пифагорейцев символизировало смерть, так как кратные
восьми имеют уменьшающуюся сумму цифр. Пифагорейцы считали четные числа
женскими, а нечетные мужскими Нечетное число — оплодотворяющее и, если его
сочетать с четным, оно возобладает; кроме того, если разлагать четное и нечетное
надвое, то четное, как женщина, оставляет в промежутке пустое место, между двумя
частями. Поэтому и считают, что одно число свойственно женщине, а другое
мужчине.
Символ брака у пифагорейцев состоял из суммы мужского, нечетного числа три и
женского, четного числа два Брак — это пятерка, равная трем плюс два. По той же
причине прямоугольный треугольник со сторонами три, четыре, пять был назван ими
«фигура невесты». Четыре числа, составляющие тетраду — один, два, три, четыре
—имеют прямое отношение к музыке: они задают все известные консонантные
интервалы — октаву (1:2), квинту (2:3) и кварту (3:4). Иными словами, декада
воплощает не только геометрически-пространственную, но и
музыкально-гармоническую полноту космоса. Среди свойств десятки отметим еще и
то, что в нее входит равное количество простых и составных чисел, а также
столько же четных, сколько и нечетных. Сумма чисел, входящих в тетраду, равна
десяти, именно поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и
символизировала Вселенную. Поскольку число десять — идеальное, рассуждали они,
на небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить, что тогда были известны
лишь Солнце, Земля и пять планет. Знаменитая тетрада, состоящая из четырех
чисел, повлияла через пифагорейцев на Платона, который придавал особое значение
четырем материальным элементам: земле, воздуху, огню и воде. Пифагорейцы знали
также совершенные и дружественные числа. Совершенным называлось число, равное
сумме своих делителей Дружественные — числа, каждое из которых — сумма
собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода
символизировали дружбу, отсюда и название. Кроме чисел, вызывавших восхищение и
преклонение, у пифагорейцев были и так называемые нехорошие числа. Это числа,
которые не обладали никакими достоинствами, а еще хуже, если такое число было
окружено «хорошими» числами.
Примером тому может служить знаменитое число тринадцать — чертова дюжина или
число семнадцать, вызывавшее особое отвращение у пифагорейцев. Попытку Пифагора
и его школы связать реальный мир с числовыми отношениями нельзя считать
неудачной, поскольку в процессе изучения природы пифагорейцы наряду с робкими,
наивными и порой фантастическими представлениями выдвинули и рациональные
способы познания тайн Вселенной. Сведение астрономии и музыки к числу дало
возможность более поздним поколениям ученых понять мир еще глубже. После смерти
Пифагора в Метапонте (Южная Италия), куда он бежал по окончании восстания в
Кротоне, его ученики обосновались в разных городах Великой Греции и организовали
там пифагорейские общества. В новое время, особенно благодаря бурному развитию
естествознания, астрономии и математики, идеи Пифагора о мировой гармонии
приобретают новых поклонников. Великие Коперник и Кеплер, знаменитый художник и
геометр Дюрер, гениальный Леонардо да Винчи, английский астроном Эддингтон,
экспериментально подтвердивший в 1919 году теорию относительности, и многие
другие ученые и философы продолжают находить в научно-философском наследии
Пифагора необходимое основание для установления закономерностей нашего мира.