Аристотель
Аристотель
(ок. 384–322 до н.э.) , древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в
384 или 383 до н.э., умер в Халкиде в 322 до н.э. Почти двадцать лет Аристотель
учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув
Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского.
Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия
после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему
образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные
изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим
фундаментальным открытиям.
Жизнь Аристотеля
Отец Аристотеля Никомах был врачом города Стагиры, а также придворным медиком
Аминты III, царя соседней Македонии. Рано оставшись без родителей, юноша
воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте восемнадцати
лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около
двадцати лет, вплоть до смерти Платона ок. 347 до н.э. За это время Аристотель
изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические источники и
многие другие дисциплины. По-видимому, Аристотель преподавал в Академии риторику
и другие предметы. В этот период в защиту платоновского учения им были написаны
несколько диалогов популярного характера. Возможно, к этому же времени относятся
работы по логике, "Физика" и некоторые разделы трактата "О душе". Широко
распространенная легенда о серьезных трениях и даже открытом разрыве между
Аристотелем и Платоном еще при его жизни не имеет под собой оснований. Даже
после смерти Платона Аристотель продолжал считать себя платоником. В "Никомаховой
этике", написанной гораздо позже, в зрелый период творчества, имеется
трогательный экскурс, в котором чувство благодарности наставнику, приобщившему
нас к философии, уподобляется благодарности, которую мы должны испытывать в
отношении богов и родителей.
Однако ок. 348–347 до н.э. преемником Платона в Академии стал Спевсипп. Многие
члены Академии, и среди них Аристотель, были недовольны этим решением. Вместе со
своим другом Ксенократом он оставил Академию, войдя в небольшой кружок
платоников, собранный Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой Азии.
Вначале здесь, а позднее в Митилене на о. Лесбос Аристотель посвятил себя
преподавательской и исследовательской деятельности. Критикуя Спевсиппа,
Аристотель занялся выработкой такой интерпретации учения Платона, которая, как
ему казалось, ближе к философии учителя, а также лучше согласуется с
действительностью. К этому времени их отношения с Гермием сделались более
тесными, и под его влиянием Аристотель, следуя принципиальной ориентации
платонизма на практику, увязал свою философию с политикой. Гермий был союзником
македонского царя Филиппа II, отца Александра, так что, возможно, именно
благодаря Гермию Аристотель в 343 или 342 до н.э. получил приглашение занять
должность наставника юного наследника престола, которому было тогда 13 лет.
Аристотель принял предложение и переехал в столицу Македонии Пеллу. О личных
отношениях двух великих людей известно мало. Судя по сообщениям, которыми мы
располагаем, Аристотель понимал необходимость политического объединения мелких
греческих полисов, но стремление Александра к мировому господству ему не
нравилось. Когда в 336 до н.э. Александр взошел на престол, Аристотель
возвратился на родину, в Стагиру, а год спустя вернулся в Афины.
Хотя Аристотель продолжал считать себя платоником, характер его мышления и идеи
оказались теперь иными, что вступало в прямое противоречие со взглядами
преемников Платона в Академии и некоторыми положениями учения самого Платона.
Этот критический подход выразился в диалоге "О философии", а также в ранних
разделах работ, которые дошли до нас под условными названиями "Метафизика",
"Этика" и "Политика". Чувствуя свое идейное расхождение с господствующим в
Академии учением, Аристотель предпочел основать в северо-восточном предместье
Афин новую школу – Ликей. Целью Ликея, как и целью Академии, было не только
преподавание, но и самостоятельные исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг
себя группу одаренных учеников и помощников.
Совместная деятельность оказалась в высшей степени плодотворной. Аристотель и
его ученики сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые
оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом для
дальнейших исследований. В этом им помогали образцы и данные, собранные в
дальних походах Александра. Однако глава школы уделял все большее внимание
фундаментальным философским проблемам. Большая часть из дошедших до нас
философских произведений Аристотеля написана в этот период.
После внезапной смерти Александра в 323 до н.э. по Афинам и другим городам
Греции прокатилась волна антимакедонских выступлений. Положение Аристотеля было
поставлено под угрозу из-за его дружбы с Филиппом и Александром, а также
недвусмысленно выражавшихся им политических убеждений, которые приходили в
противоречие с патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой
преследований Аристотель покинул город, чтобы, как он говорил, не дать афинянам
совершить преступление против философии во второй раз (первым была казнь
Сократа) . Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось доставшееся
ему от матери имение, где, после непродолжительной болезни, умер в 322 до н.э.